Направляйте пациентов правильно!

Стоматологи часто направляют пациентов друг другу.

Например, ортопед не будет лечить кариес (хоть и умеет), хирург чаще и не будет и не умеет. Ортодонты вообще ничего не лечат.

Особняком стоят направления «терапевт-терапевту»: сегодня о них.

Стоматолог-терапевт может направить пациента к другому врачу для решения сложных задач:

– сложное лечение в каналах (у доктора нет увеличения, навыка, и он понимает, что узкий спец сделает быстрее и лучше)

– перелечивание зубов: извлечение отломков, закрытие перфораций (дырки в корнях зубов)

– хирургическое перелечивание зубов: доктор понимает, что можно сохранить зуб, и знает тех, кто умеет это делать

Таких пациентов принято называть «реферативными»: мы решили задачи по направлению, дали обратную связь врачу, и пациент ушёл заканчивать лечение там, где начал.

Эти направления и совместная работа нужны, чтобы пациент получил итог: вылеченный зуб, надежную коронку надолго, сохранил свои зубы на годы.

Я врач, к которому часто направляют. Вынужденно поднимаю вопрос лукавства со стороны «направляющем стороны».

В последние месяцы пришлось несколько раз работать с тем, что я вижу в зубе пациента совсем не ту картину, что написана в направлении, или которую озвучивали по телефону.

Например: пациент уверен, что нужно пройти один канал, и вернуться на долечивание, а на самом деле в зубе кариес корня, лечить его нельзя, нужно удаление.

Еще вариант: просят пройти канал, а в зубе два отломанных инструмента (пациент не в курсе, я не в курсе).

Иногда направляющие врачи думают, что эндодонтист может все: направлю, и пусть там “разруливает”.

Это недопустимо для пациентов: они всегда должны знать, ЧТО будут ему делать, какой объём, и сколько будет стоить работа.

Пройти один канал и достать 3 отломка-разный объём, разная стоимость, разный прогноз для зуба. Например, некоторые отломки достать нельзя, а некоторые перфорации (дырки в корнях) ничем не запломбировать.

Буквально ситуация выглядит так: доктор направил с «ерундовой быстрой работой недорого», а пациент от меня слышит: долго, дорого, без гарантии, зуб может быть удалён на любом этапе лечения.

Когда сталкиваюсь с такими историями, помогаю пациенту и всегда корректно отношусь к тому, кто направил. Вряд ли это было со зла – скорее от неуверенности.

Не выношу ничего из своей избы, но запоминаю и не доверяю впредь.

Все зубы с временными пломбами-сначала идут на снимок «до» того, как я его открыла.

Фотодокументация и видеопротокол на всех этапах лечения. Это моя привычка. Порой чувствую себя патологоанатомом: мне нужно точно зафиксировать все повреждения, записать, описать и отдать.

Коллеги. Когда вы нуждаетесь в помощи эндодонтистов, просим вас:

– личный звонок и описание проблемы и задачи

– направление письменное с описанием того, что нужно делать и диагнозом

Я работаю для того, чтобы помогать людям.

Если вы не можете описать сложность: скажите об этом. Мы поговорим и все поймем. Чем больше вы говорите, тем лучше. Не стыдно – не уметь делать все. Но стыдно недоговаривать и подставлять коллег.

У меня будет информация – я буду готова к приему. Мы вместе сделаем так, чтобы пациент выздоровел.