Направляйте пациентов правильно!
Стоматологи часто направляют пациентов друг другу.
Например, ортопед не будет лечить кариес (хоть и умеет), хирург чаще и не будет и не умеет. Ортодонты вообще ничего не лечат.
Особняком стоят направления «терапевт-терапевту»: сегодня о них.
⠀
Стоматолог-терапевт может направить пациента к другому врачу для решения сложных задач:
– сложное лечение в каналах (у доктора нет увеличения, навыка, и он понимает, что узкий спец сделает быстрее и лучше)
– перелечивание зубов: извлечение отломков, закрытие перфораций (дырки в корнях зубов)
– хирургическое перелечивание зубов: доктор понимает, что можно сохранить зуб, и знает тех, кто умеет это делать
⠀
Таких пациентов принято называть «реферативными»: мы решили задачи по направлению, дали обратную связь врачу, и пациент ушёл заканчивать лечение там, где начал.
Эти направления и совместная работа нужны, чтобы пациент получил итог: вылеченный зуб, надежную коронку надолго, сохранил свои зубы на годы.
⠀
Я врач, к которому часто направляют. Вынужденно поднимаю вопрос лукавства со стороны «направляющем стороны».
⠀
В последние месяцы пришлось несколько раз работать с тем, что я вижу в зубе пациента совсем не ту картину, что написана в направлении, или которую озвучивали по телефону.
Например: пациент уверен, что нужно пройти один канал, и вернуться на долечивание, а на самом деле в зубе кариес корня, лечить его нельзя, нужно удаление.
Еще вариант: просят пройти канал, а в зубе два отломанных инструмента (пациент не в курсе, я не в курсе).
⠀
Иногда направляющие врачи думают, что эндодонтист может все: направлю, и пусть там “разруливает”.
Это недопустимо для пациентов: они всегда должны знать, ЧТО будут ему делать, какой объём, и сколько будет стоить работа.
Пройти один канал и достать 3 отломка-разный объём, разная стоимость, разный прогноз для зуба. Например, некоторые отломки достать нельзя, а некоторые перфорации (дырки в корнях) ничем не запломбировать.
⠀
Буквально ситуация выглядит так: доктор направил с «ерундовой быстрой работой недорого», а пациент от меня слышит: долго, дорого, без гарантии, зуб может быть удалён на любом этапе лечения.
Когда сталкиваюсь с такими историями, помогаю пациенту и всегда корректно отношусь к тому, кто направил. Вряд ли это было со зла – скорее от неуверенности.
Не выношу ничего из своей избы, но запоминаю и не доверяю впредь.
⠀
Все зубы с временными пломбами-сначала идут на снимок «до» того, как я его открыла.
Фотодокументация и видеопротокол на всех этапах лечения. Это моя привычка. Порой чувствую себя патологоанатомом: мне нужно точно зафиксировать все повреждения, записать, описать и отдать.
⠀
Коллеги. Когда вы нуждаетесь в помощи эндодонтистов, просим вас:
⠀
– личный звонок и описание проблемы и задачи
⠀
– направление письменное с описанием того, что нужно делать и диагнозом
⠀
Я работаю для того, чтобы помогать людям.
Если вы не можете описать сложность: скажите об этом. Мы поговорим и все поймем. Чем больше вы говорите, тем лучше. Не стыдно – не уметь делать все. Но стыдно недоговаривать и подставлять коллег.
⠀
У меня будет информация – я буду готова к приему. Мы вместе сделаем так, чтобы пациент выздоровел.